Священномученик Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадт Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина. Николай окончил Рижскую Духовную семинарию и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Во время Первой мировой войны в 1915 году в связи с военными действиями причт храма, где служил отец Николай, был эвакуирован в Москву, и он стал служить в храме святителя Николая на Щепах вблизи Смоленской площади.

В 1930 году советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а это в первую очередь было духовенство. Потеряв место жительства, отец Николай уехал сначала в Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

Храм в Немчиновке появился в 1918 году, когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился, но с условием, что верующие сами ее отремонтируют, чтобы превратить ее в церковь. Местные власти дали разрешение на устройство православного молитвенного дома, и верующие принялись за ремонт. Дача, построенная шестьдесят лет назад, была без фундамента, с одинарным полом и одинарными дверями и окнами и пришла к этому времени в ветхость. Верующие произвели капитальный ремонт, пристроили колокольню, полностью заменили сгнивший угол здания и выстроили рядом небольшой дом для священника. Однако, несмотря на ремонт, температура в храме в зимние месяцы не поднималась выше трех градусов.

В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем были сняты по его распоряжению и сами колокола. Спустя некоторое время, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурникам, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под протестом против закрытия храма.

2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны. «Я, нижеподписавшийся, — писал владыка, — проживаю в поселке Немчиновка с 1927 года в качестве частного лица под кровом и на иждивении одного моего сына, протоиерея Алексия Константиновича Соколова. Ранее этого времени, в течение полувека, трудился я на миссионерском поприще, приводя из тьмы неведения к познанию Христовой истины идолопоклонников, кочевников горного Алтая… сначала в звании простого миссионера-священника, потом в должности начальника Миссии в сане епископа. В настоящее время по преклонности лет (родился 13 февраля 1846 года) нахожусь в полной отставке. Состою не у дел. Однако имею благословение Священного Патриаршего Синода на совершение церковного богослужения в Немчиновском храме. Пользуясь этим правом, я совершаю здесь Божественную литургию по праздникам. И это доставляет мне величайшее духовное утешение, так что я готов и кости сложить при подножии сего храма. Но вот горе. 25 марта сего года Президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии нашей церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода, число коих якобы не превышает двадцати человек, тогда как на самом деле число верующих при здешней церкви простирается до двух тысяч душ.

Ввиду изложенного и зная притом Вашу христианскую готовность оказывать посильную помощь всем нуждающимся в оной, обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб».

Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

19 октября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели найден. Но власти стояли на своем: храм забрать и не разрешать взять другого помещения. Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона Елисея Штольдера, перешел служить в Николаевский храм в селе Ромашково.

После выхода в 1937 году секретной сталинской директивы о массовых репрессиях, следователь Кунцевского отделения НКВД составил списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могли бы подписать лжесвидетельства, и начертил схемы — какой «свидетель» какой эпизод антисоветской деятельности обвиняемого должен был подтвердить, а поскольку набор таких эпизодов был невелик, то они тщательно перетасовывались, чем должно было создаваться впечатление достоверности.

В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей города Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Поскольку свидетель был со священником не знаком, то он поначалу отказался от такой подлой роли. Тогда следователь пустился в длинные рассуждения о современном политическом положении и задачах коммунистической партии, которая одной из первых задач поставила посадить всех попов. «То, что ты здесь покажешь, — заявил следователь «свидетелю», — об этом никто не будет знать, и на суд тебя вызывать не будут». Затем следователь вручил свидетелю чистые бланки протоколов допросов, чтобы тот заполнил их дома. Бланки свидетель взял, но не заполнил их, не зная, чем заполнять, да и боясь ответственности. Следователь, видя, что свидетель не торопится придти к нему с показаниями, два раза заходил сам к нему на квартиру, но тот, избегая встречи, прятался от него. Тогда следователь снова вызвал его, а также и одного из его приятелей, некоего Илью Тимофеевича, в районный отдел НКВД. Первым он позвал к себе в кабинет Александра Ивановича. Дал ему бланки протоколов допросов и предложил заполнить их собственноручно. Увидев через некоторое время, что свидетель ничего не пишет, следователь составил небольшой конспект и на основании этого конспекта предложил свидетелю написать свои показания. Когда протокол был написан, следователь прочитал его, но он ему не понравился, и, разорвав, он сам заполнил бланк протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, и сделал, не читая. Затем следователь позвал к себе Илью Тимофеевича, которому также предложил подписать протоколы «свидетельских показаний», уже написанные заранее. Увидев на его лице колебание, следователь стал его убеждать, что в этом ничего страшного нет, и сослался на бывшего тут только что Александра Ивановича, и таким образом также убедил и его подписать протокол, не читая. Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал; видно, совершив один грех, дальше повторить его было легче.

Тот же следователь, для более эффективного ведения дел, привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знающий людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект сочинения об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета тех, за кого он сам писал протоколы. Так в течение довольно короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов допросов от лица лжесвидетелей.

На основании такого рода показаний лжесвидетелей 29 августа 1937 года отец Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
— Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? — спросил священника следователь.
— Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам священнослужителям живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.
— Значит, вы находились на стороне фашистских войск?
— Я этого не могу сказать, мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью, кроме того, им помогают такие сильные государства как Германия и Италия.
— Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.
— Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.
— Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.
— He могу. Забыл.
— Расскажите о вашем отношении к советской власти.
— Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.
— Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.
— Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.

15 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг. В это время некоторые родственники осужденных стали жаловаться на неправый приговор и доказывать их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены лжесвидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по этому делу были осуждены неправо. Однако, в силу того, что перед безбожниками верующие люди и тем более священнослужители оставались все теми же врагами коммунистической власти, приговор относительно них отменен не был. Священник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

ИСТОЧНИКИ:
1. ГАРФ. Ф. 5263, оп.1, д.1287, л.1-3,23-26. Там же. Ф. 10035, д. П-70332.

Bombax Theme designed by itx